Гарифулла Курмангалиев - явление уникальное в казахской музыкальной культуре 20-го века. В течении многих десятилетий он один представлял древнюю и высокоразвитую вокально-инструментальную традицию всего Западного Казахстана.
Именно Гарифулла Курмангалиев донес до нашего времени наследие Мухита Мералиева. Песни Мухита распространились далеко за пределами его родины - Приуралья. Во всех западных областях республики певца не считают профессионалом, если он не исполняет песни Мухита. При этом по установлению авторства песен Мухита специалисты продолжают исследовательскую работу. Вторым Мухитом называют Гарифуллу Курмангалиева, исполнительское искусство которого считают эталоном во всем Казахстане. Певец блистательно исполнял народные песни и терме /народные или авторские речитативы/ своего региона. «Он обладает широким, безграничным голосом, умеет, как никто другой, заражать, электризовать, зажигать публику. Редко кто мог бы состязаться с ним в исполнении неукротимых, как каскад, искрометных «терме» и «желдирме»…» - так писал о Гарифулле Курмангалиеве классик казахской музыки Ахмет Жубанов.
Гарифулла Курмангалиев родился в Каратюбинском районе Уральской области. Какими были его детство и юность, родные не знают. Как только заходила речь об этом, Гарифулла замыкался и уходил в себя. Одно известно: осиротел он так рано, что не помнил своих родителей. В молодости успел поработать милиционером, председателем колхоза, а потом, встретившись в Уральске со своей будущей женой Рабигой, уехал вместе с ней в Алма-Ату. Бог одарил Гарифуллу таким уникальным голосом и изумительным слухом, что не заметить его было невозможно. А уж в тогдашней небольшой Алма-Ате – тем более. Поэтому судьба в лице Курманбека Жандарбекова нашла его играючи. Услышав однажды, как поет Гарифулла, Жандарбеков пригласил его в оперный театр. Курмангалиев пел во всех спектаклях – “Айман-Шолпан”, “Ер Таргын”, “Кыз Жибек”, “Жалбыр”, “Биржан и Сара”, “Алтыншаш”, “Евгений Онегин”, участвовал в айтысах и выступать в концертах.
Гарифулла сумел оставить неизгладимый след в казахской культуре как выдающийся концертный исполнитель и оперный певец, автор собственных ярких сочинений - песен, стихов, поэм, как самобытный и неповторимый киноактер, как собиратель фольклора и как талантливый педагог. Гарифулла Курмангалиев был всегда одним из самых любимых народом певцов. Большая часть его концертной жизни прошла в гастрольных поездках. Всегда и везде ему сопутствовал успех, восторженный прием, не умолкающие аплодисменты. Наиболее значительные и ответственные гастроли по СССР - это Москва, Ленинград, Киев, Ташкент, Ашхабад, Фрунзе.
Слышали легендарный голос Гарифуллы и в Китае, Пакистане, Иране, Германии, Италии. На оперной сцене Курмангалиев (с 1934 по 1966 гг.) спел более 20 партий. Сильный и выразительный голос, потрясающая актерская игра - все это позволило певцу создать неповторимые образы - как в национальных операх (акын Шеге в "Кыз Жибек", батыр Сакан и жырау в "Ер-Таргыне", Естай в "Биржан и Сара", муллы в "Дударай", Нарымбет в "Абай"), так и зарубежных (Тито в "Даиси", Латиф в "Нергиз", Трике в "Евгении Онегине" и т.д.).
Многие мелодии оперы "Кыз Жибек" записаны Е.Г.Брусиловским от Курмангалиева и в этом плане его роль в создании первой казахской оперы, основанной исключительно на фольклорном материале, неоценима. В казахском кино Курмангалиев продолжил ту галерею образов, которую он создал в оперных спектаклях. Но только кино с его "крупным планом" смогло по- настоящему раскрыть могучее актерское дарование, броскую игру, живую мимику, безупречное владение искусством жеста и, конечно же, его глаза, незабываемые в своей выразительности.
Курмангалиев, прошедший народную школу исполнительства, как никто другой понимал важность сохранения традиционной системы обучения. По ней он воспитывал своих учеников, многие годы работая в Республиканской студии эстрадно-циркового искусства (1967-1984 гг.).
В семейном архиве Курмангалиевых сохранены методические заметки и дневники Гарифуллы, где много интересного в обобщении народного опыта через призму собственного взгляда на исполнительское творчество. И все-таки, Курмангалиев уникален как музыкант. Более того, как это не печально, прав Т.Асемкулов говоря, что "традиция Мухита свое развитие закончила на Гарифулле, ученики которого получили только по капле от его могучего таланта и никто из них не может воспроизвести ее так, как это делал Гареке". Все семеро детей Гарифуллы унаследовали его музыкальность, но по стопам отца пошла только старшая Сауле.
– Папа не хотел, чтобы я пела, он считал, что для этого надо иметь гигантскую работоспособность, – рассказывает она. Эталоном преданности профессии для него была Куляш Байсеитова. Он всегда восторгался ее стремлением чувствовать себя царицей сцены. Многие почитательницы таланта певца, говорили, что это именно о ней поет Гарифулла. В 1947 - м он передал в Академию наук 100 собранных им и переложенных на ноты народных песен.
100-летний юбилей народного артиста Казахстана, лауреата Государственной премии Гарифуллы Курмангалиева отметили в нашей области. В память о музыканте на его родине в Каратобинском районе состоялся республиканский конкурс певцов, районной детской музыкальной школе и одной из центральных улиц Уральска присвоено имя Курмангалиева и установлен памятник юбиляру.
Гарифулла Курмангалиев
Это имя хорошо известно многим поколениям. Его талант, по признанию искусствоведов - явление уникальное. Он вырос сиротой. Талант его проявился рано. Но полностью отдаться творчеству не мог – надо было работать.
И только после участия в 1-м Всеказахстанском слете народных талантов жюри решило оставить молодое дарование в музыкальном театре. Уникальным от природы голосом Курмангалиева восторгались итальянские мастера вокала. Он как никто другой исполнял народные песни. Когда играл на домбре, пальцы его неслись по струнам, словно крылья птицы. Его голос завораживал слушателей в Индии и Афганистане, Китае и Италии. В музее Генуи, где хранится слепок руки великого скрипача Николо Паганини, был сделан слепок гортани Гарифуллы Курмангалиева. На сцене казахского оперного он исполнил более 20 главных партий. Певец снялся в фильмах «Джамбул», «Мы из Семиречья», «Ботагоз». Но главным в его жизни, конечно, были песни – распевные и содержательные. В песне “16 девушек” отразилась вся его неунывающая натура и характер сангвиника, – рассказывает Сауле Гарифулловна, старшая из семерых детей Курмангалиева. – Папа недаром получил звание народного певца. Почему его так любили? Потому что душа у него была нараспашку. Бешеная популярность не сделала его чванливым. После концертов его обычно долго не отпускали, и отец, если это происходило в глубинке, пел еще часа два-три по просьбе слушателей.
Областная филармония в Уральске носит имя Гарифуллы Курмангалиева. В эти юбилейные дни музыкальной школе Каратюбинского района и одной из улиц областного центра, а также молодежному парку возле Дворца молодежи присвоено имя певца и торжественно открыт памятник. В дни празднования 100-летия Гарифуллы Курмангалиева состоялся III республиканский конкурс певцов, посвященный человеку, которого называют академиком казахского национального искусства 20 века.
Заведующий отдела пропаганды и
экскурсионного обслуживания
областного музея Кулекешова Д.С.