Get Adobe Flash player

Главное меню

  • Домашняя страница
  • История музея
  • Законодательство
  • 3D галерея
  • Фотогалерея
  • Виртуальный тур
  • Видеогалерея
  • Карта проезда
  • Гостевая книга

 

Кауланова Гульмира Жоламановна

зав. отделом фондов Западно-Казахстанского

областного историко –краеведческого музея.

Методика и практика сохранения памятников истории и культуры.

Всеобъемлющим, достоверным и образным носителем информации о прошлом является историко-культурное наследие. Историко-культурное наследие - это кладовая материальных и духовных составляющих, имеющая личное, коллективное, государственное или другое происхождение, оно представлено множеством свидетельств разного характера. Это и археологические находки (предметы быта, украшения, орудия труда и т. п.), и природно-архитектурные ландшафты, и иные сохранившиеся предметы материальной культуры (старинные станки, приборы, утварь и т. п.), письменные источники (государственные акты, летописи, книги, дневники, письма и т.п).

Любая территория уникальна. Нашей Западно-Казахстанской области повезло вдвойне: на географических параллелях она оказалась одновременно в Европе и Азии, в центре схождения крупнейших природных зон, здесь смешивались волны различных цивилизации, проносились кочевники, рождались и умирали города и поселения,развивались ремесла, кипела и бушевала жизнь.Территория нашей области богата неповторимыми историко-культурными памятниками. В настоящее время на территории Западно-Казахстанской области насчитывается более 6-ти тысяч археологических памятников разных эпох и более 500 памятников истории, архитектуры, монументального искусства и градостроительства. Под государственной охраной находятся 14 памятников республиканского значения и 2139 памятников местного значения. Сохранился градостроительный комплекс, как историческая часть города Уральска, являющейся памятником истории, культуры и архитектуры ХҮІІІ-ХІХвв, который можно назвать музеем под открытым небом. По программе «Дорожная карта» проводятся ремонтно - реставрационные и восстановительные работы монументальных памятников В.И Чапаева, Ж.Молдагалиева, М.Маметовой, А.С Пушкина, мемориал Славы, памятники Братских могил. Работы по проведению мероприятий по защите, сохранению историко-культурных памятников проводит госинспекция по охране памятников совместно с общественными объединениями города Уральска. На 154 памятника республиканского и местного значения заключены охранные обязательства. На исторические объекты по области и по городу установлены 90 охранных досок. Многие исторические здания приобретают свой неповторимый облик, возродив архитектурные, декоративные и иные элементы. Самым оптимальным вариантом сохранения и использования памятников архитектуры является его музеефикация, использование его «под музей»(использование под экспозиции и музейные службы) или «как музей» (превращение его в самостоятельный объект музейного показа).Например: здание облмузея-бывшая киргизская ремесленная школа, дом Наказного атамана, где останавливался Пушкин по прибытии в Уральск-это музей А.С Пушкина, дом где жили родители М.Маметовой-музей М.Маметовой, музей Е.Пугачева-дом где жил он с Устиньей Кузнецовой и тп. Выбор формы и методов музеефикации определяется типом памятника,его историко-культурной ценностью и состоянием. Для сохранения ценных в историческом или в художественном отношении памятников, а также для объектов, имеющих значение памятников истории материальной культуры, применяют метод консервации или аналитический с ограниченным раскрытием и сохранением наслоений, имеющих историческую или художественную ценность. Для реставрации разрушенных сравнительно недавно памятников применяется синтетический метод. При применении аналитического метода реставрации различные аналогии на других зданиях (отдельные элементы здания, декоративные детали,конструкции,приемы каменной кладки и тд) используются лишь для общих выводов и анализа памятника,при синтетических - могут играть существенную роль для восстановления в натуре частей и отдельных деталей памятника. Реставрация тесно связана с консервацией. Метод консервации - это совокупность мер, обеспечивающих на длительное время сохранение облика, механической прочности и химической инертности памятников истории и культуры, археологических находок, произведений архитектуры, изобразительных и декоративных искусств. Используя эти методы мы включаем памятник в современную жизнь, гарантируя его дальнейшее сохранение.

Особое место в системе историко-культурного наследия занимает археологическое наследие. Полностью исследована территория области, выявлено свыше 1600 новых памятников археологии, завершено составление археологической карты области. Наиболее крупными открытиями стали городские поселения ХІІІ-ХІҮ вв-городище Жаик и Узени, раскопки «золотой женщины» на комплексе Лебедевка, археологические исследования комплекса царских курганов Кырык Оба. Комплекс «Кырык-Оба» и городище «Жаик» были включены в список программы «Культурное наследие» , в результате проведенных работ была разработана программа , которая позволила бы провести реконструкцию большого и малого мавзолеев некрополя, провести консервацию курганов и начать музеефикацию городища в условиях естественного ландшафта, то есть создать Музей под открытым небом. Макет запланированного комплекса представлен в нашем музее. Впервые в области проводились исследования материала из ряда комплексов курганов с целью определения и установления антропологического типа людей, проживавших в Западном Казахстане в разные исторические эпохи. Итогом этой работы стала антропологическая графическая скульптурная реконструкция трех человек,которая представлена в экспозиции нашего музея.

В настоящее время фонды нашего областного музея насчитывают свыше ста тысяч экспонатов. Музейные работники прошли курс обучения программы «Музеолог» который провел приглашенный сотрудник с Центрального музея. Ведется работа по созданию информационных каталогов музейных коллекций.

В целях обеспечения сохранности ценных экспонатов проводятся работы по созданию их копии, которые служат заменителем подлинников при выдаче их для научной работы и в экспозицию. В лабораторию «Остров Крым» под руководством художника –реставратора Кырыма Алтынбекова были заказаны гальванокопии экспонатов относящихся с сакскому периоду: золотые височные подвески, ожерелье, серьги, нашивные бляшки, серебряные фалары и ритон. Экспонаты из фондов музея- это ювелирные украшения и посуда ХІХ-ХХвв, украшения из драг.металлов, найденные во время археологических раскопок были опробированы в филиале «Пробирная палата» АО «Национальный центр экспертизы и сертификации» г.Алматы. В хранилище были установлены выдвижные щиты со скольжением по полу на специальных полозках для подвески картин, сейфы для огнестрельного и холодного оружия: для длинноствольных оружий вертикальное хранение, для пистолетов выдвижные полки, шкафы оборудованные плоскими выдвижными ящиками-лотками для нумизматики (монеты, медали, жетоны, значки и т.д.). Приобретены шкафы для грампластинок, где они хранятся в индивидуальных конвертах, поставленными на ребро. Оптические компактные диски (CD, DVD и др.), аудио и видео кассеты хранятся в специальных пластиковых контейнерах, которые, в свою очередь, размещаются в предназначенном для них шкафу. Оборудовано специальное хранилище предназначенное для войлочных изделий и юрт. Для правильного хранения графики и плакатов, афиш приобретены шкафы с выдвижными ящиками –лотками. Имеются специальные стеллажи для хранения икон, бюстов, скульптур, для больших размеров – подиумы. Оборудование фондохранилища способствует обеспечению максимальной сохранности предметов. Для поддержания и создания нужного температурно-влажностного режима в хранилищах и залах установлены психрометры и кондиционеры, регулируется световой и биологический режим.Устанавливая и поддерживая необходимые режимы, мы уже осуществляем консервацию предметов. Художником-реставратором проводятся работы по реставрации предметов. Мы стараемся применять раздельную систему хранения фондов, что позволит нам создать наилучшие условия для сохранения фондов.

Подитоживая, думаю что, лучшими методами сохранения памятников истории, архитектуры и культуры являются музеефикация, реставрация , консервация, научное изучение и издание серии трудов. В качестве метода сохранения, использования и популяризации историко-культурного наследия также выступает культурный туризм . Демонстрация культурного богатства помогает изменять поведение и взгляды туристов,тем самым они становятся сторонниками охраны памятников старины и народных традиций. Кроме того, сохранение местных традиции и памятников на должном уровне развивают в местных жителях чувство гордости своим краем.

Объединив усилия общества и государства можно развивать многовековые традиции, создать действенные механизмы по сохранению культурного наследия. Успешная реализация этих задач будет зависеть от всех нас. Историко-культурное наследие, как важнейшее свидетельство исторической судьбы народа, как основа и непременное условие его настоящего и будущего развития, как составная часть всей человеческой цивилизации оно требует постоянного изучения, воссоздания и защиты. Популяризация историко-культурного наследия, воспитание уважительного отношения к памятникам истории и культуры – важный элемент формирования национального самосознания казахстанского народа, укрепление патриотизма.

Использованная литература:

1. Т.Ю Юренева «Музееведение», Москва «Академический проект» 2004г.

2. Л.М Шляхтина «Основы музейного дела»,Москва «Высшая школа» 2005.

3. «Музееведение» Москва, «Высшая школа» 1988г.

4. Материалы для разработки и проведение тренингов «Управление музеем -ХХІ век».

5. «Памятники природного и историко-культурного наследия Западно-Казахстанской области» Уральск ,2010г.

6. Ю.П Комлев «Музейный маркетинг в системе социально-культурного менеджмента» Санкт-Петербург 2006г.

7. Биржаков М.Б. Введение в туризм. М.-СПб., 2003.

8. Методика и практика сохранения памятников архитектуры. М., 1974.

 

JavaScript is disabled!
To display this content, you need a JavaScript capable browser.

Западно-Казахстанский государственный университет им. М. Утемисова

Регистрация



Жемчужины фонда

Смотреть все
Как вы узнали о нашем сайте?