Get Adobe Flash player

Главное меню

Оружейная палата Бокеевского ханства как символ ценностного отношения к истории

Тулепов Н.Ж.
(г.Уральск Республика Казахстан)

Юность воспринимает историю, подтвержденную реальными вещами, время изустной передачи наследия канула в Лето. Это предвидел и Жангир хан. Ценя знание истоков своего народа, его истории,  он открыл в   Ханской Ставке (1828 г.) Оружейную Палату.
Научный труд академика Салыка Зиманова «Россия и Букеевское ханство», наиболее полно раскрывает талант государственного деятеля, реформатора и просветителя Жангир хана. Где наряду с другими нововведениями хана Жангира, он отмечает, что: «Среди примечательных явлений в культурной жизни Букеевского ханства особое место занимала так называемая «оружейная комната». Это было подобие музея, в ко¬тором собраны в основном образцы оружия.  Мысль об организации оружейной комнаты возникла в ходе посещения Петербурга и осмотра музеев столицы в 1827 г. После этой поездки он разослал письма своим родственникам с просьбой передать ему редкие вещи, в особенности оружие, представляющие семейно-династическую историческую реликвии и ценность. Отец Джангира, Букей-хан, как старший в фамильной ветви хранил у себя немало семейных реликвий и ценных подарков, которые составили основу «оружейной комнаты» в Ханской ставке»(1). Здесь сразу же оговоримся, что многие исследователи (2) по инерции, приводят ту же дату и место действия, т.е. 1827 год и столица Санкт-Петербург. Поэтому требуется уточнение.  Дело в том, что Жангир хан посетил Санкт-Петербург впервые только в 1839 году. А летом 1826 года, казахская делегация в составе султана Чука Нуралиева, Каиб-Галия Ишимова, Сиюша и Караул-ходжы, трех советников Дузали, Дузанбая и Черкаса, ахуна Аит Мухамеда во главе с Жангир ханом приняли участие в короновании Императора Николая I. В поездке Жангир хана сопровождала и его супруга Фатима, дочь первого муфтия Российской империи, Почетного члена Казанского университета Мухамеджана Хусаинова. Коронация же совершалась в Успенском соборе Московского Кремля, куда русские императоры выезжали из Петровского путевого дворца, построенного по указанию Екатерины II архитектором М.Ф.Казаковым близ Москвы(3). Именно в Москве, казахская делегация стала  участником этого события, во главе с ханом Жангиром. Именно здесь в Москве, в 1826 году они посетили «Оружейную Палату». Наряду с этим, на возвратном пути из Москвы 13-17 октября 1826 года казахская делегация пробыла в Казани. В промежутке 14-16 октября 1826 г. Жангир хана приняли в Казанском университете. Ознакомительную экскурсию по учебным корпусам и кабинетам вели ректор Казанского университета, профессор Карл Федорович Фукс, который подарил Жангир хану экземпляр Истории Татар Хивинского Хана Абулгази на турецком языке (4), а также  профессор Мирза Александр Казем–Бек. Особое внимание хана Жангира привлекла  библиотека и Минц-кабинет, где он рассматривал «многие Арабские и Татарские манускрипты, красиво писанные Аль Кораны, разбирал цифры и определял места чеканки коллекции арабских и татарских монет»(5). 
Именно, «Оружейная Палата» Москвы, именно Минц-кабинет и библиотека университета Казани, дали мощный толчок к созданию «Оружейной Палаты» в песках Нарын – Кума. Высказывая свое мнение и называя: «Оружейная  Палата Бокеевского ханства»,  вместо «Оружейная комната»,   как чаще всего пишут исследователи мне хотелось бы отметить, что Оружейная Палата или комната это в любом случае музей. Суть не в размере помещения, поскольку мемориальная комната великого писателя не что иное, как музей. Это, во-первых. Во-вторых, палата госпиталя, - та же комната. Название по аналогии «Оружейной Палаты» Москвы, более логично и верно, поскольку Оружейная Палата» Бокеевского ханства   выполняла те же функции и является, по сути, первым этнографическим музеем казахов.
Как известно, становление классики материальной и духовной культуры казахов выплавлялась, в основном из бескомпромиссных вызовов реалий кочевого образа жизни. Сердцевиной основы философии казаха была Доблесть, Честь и Свобода!  Свободу передвижения  обеспечивала юрта – округлой формы войлочный дом.    Своеобразная модель космоса – юрта, как гарант свободы выбора, не стесняла казаха, наоборот стала символом его тысячелетней философии, что передвижение лучший образ жизнедеятельности. Возможно, что  здесь структурообразующим являлась часто повторяющийся мотив морального, физического, социального и сакрального превосходства кочевника над представителями иных цивилизаций. Превосходство казаха утверждалась и охранялась острием копия и силой бицепсов, бесстрашного воина на верном коне. Не случайно, что особое место в жизни кочевого казаха занимало оружие «Бес қару»,  передаваемое по наследству как реликвия семьи, рода. Она была реальным бытовым атрибутом и одновременно свидетельством воинской доблести и чести: лишиться оружия было равносильно позору и бесчестию. Поэтому можно представить каких трудов стоило Жангир хану собрать столь богатую полную коллекцию, имеющую непреходящую этнографическую ценность. Священное оружие «Бес қару» воспевалась в эпических сюжетах устных произведений, а изустная трансляция культурного наследия, являла собой общеэтническое консолидирующее достояние. Поскольку письменность, использовалась казахами главным образом во внешнеполитической переписке и на печатях ханов.
Передача будущему поколению культурного наследия, подкрепленного оригинальными вещами, освященных духом предков, было и остается прогрессивным деянием культуры всего человечества. И в этом ряду создание  Жангир ханом «Оружейной Палаты» занимает в истории Казахстана, несомненно, особое место и является символом ценностного отношения к истории казахского народа. Поэтому, утрата «Оружейной Палаты» Бокеевского хана, является невосполнимой потерей целого пласта культуры казахов. О богатстве коллекции мы можем судить опять же по запискам этнографов России и Европы. Описания М.Киттары (6), К.Гебеля (7), А.Терещенко (8) современников хана показывают что, коллекция была продуманной и систематизированной,  где  прослеживается историко-хронологический  принцип.
В «Оружейной Палате» были представлены, вещи культа и быта казахов, выполненные из нижеперечисленных материалов: бумаги, дегарротипного фото и документов; Это произведения живописи, скульптуры, графики. Разнообразная посуда из фарфора, керамики, стекла, меди, дерева, мягкий инвентарь из ткани, твердый инвентарь из металла, дерева. Особый интерес представляет оружие, нумизматика, конское снаряжение, коврово-войлочные изделия, драгоценные металлы.
В Оружейной Палате - музее хранились грамоты, старинные рукописи и монеты, а также древние кольчуги, оружие, в том числе и с именными надписями. Самое существенное состоит и в том, что Оружейную Палату дополняла  богатейшая библиотека. Опись имущества покойного хана Жангира, донес до потомков количество книг - 247 единицы (9).    Выписывались все важнейшие печатные издания тех лет такие как: «Северная пчела», «Библиотека для чтения» и др. «Вечер провел я в чтении разных печатных и рукописных сведений о казахах» - эти строки дипломата, историка Бюлера Федора Андреевича, бессменного директора Московского Главного архива Министерства иностранных дел, подтверждают уникальность собранных исторических источников.  Далее он пишет, ««Зная, сколь расположен хан Жангир к европейскому образу жизни,   нас нисколько не удивило найти в его комнатах, мебель прекрасную, убранство роскошное и даже отличный бильярд. Все внимание наше привлекла оружейная хана по множеству развешанных по стенам ее восточных шашек, ружей, шлемов. Так хан идет навстречу всякому полезному нововведению и ведет вверенный его управлению народ к порядку и благоустроенному хозяйству. Хан показал нам присланный ему в отсутствие его диплом на звание члена Казанского университета, потом разное древнее оружие» (10).
Оружейная Палата на реальных и подлинных вещах мощно звала к изучению собственной истории. Правдиво отражала роль и место казахского народа в истории Казахстана и России. Чувство преемственности и сопричастности к делам будущих поколении одухотворяла сподвижников и воспитанников Жангир хана. Музей с честью выполнял свою главную миссию, воспитывая высокие патриотические чувства у молодежи, формируя  ценностное отношение к истории,  в особенности учащихся Жангировского училища. Следовательно, можно утверждать, что   «музейная экспозиция»  носила научно-популярный характер.
На основе анализа описания экспозиции мы можем со всей уверенностью утверждать, что Оружейная Палата Бокеевского ханства, стала самым первым музеем на пространстве Евразии, следовательно,  и  мира,  где было колоритно представлено историко-этнографическое своеобразие казахского народа. Довольно широк охват временных рамок конкретно-исторических событий, участниками которых были и предки Жангир хана, а  печатные и рукописные сведения о казахах, в особенности шежіре – генеалогия казахских родов восходили к временам Адама и Евы. Таким образом, на всех своих уровнях музей формировал научное историческое сознание  на основе определенного круга исторических знаний. Все музеи, созданные в Казахстане, до Великой Октябрьской социалистической революции не отвечали таким требованиям. В том числе и Уральский музей, который имел довольно узкое направление: он занимался историей, этнографией бывшего Уральского казачьего войска, а естественноисторические условия края, история, быт других частей населения совершенно игнорировались. О казахском семейном и общественном быте, и творчестве в музее совершенно умалчивалось. Не говоря уже об истории края, его промышленности и сельском хозяйстве Казахстана,  на что в 1923 году обратила внимание  учительница, краевед О.Чернова в своей статье «Зеркало края», опубликованном в газете «Красный Урал» (11). Где она требовала немедленно приступить, к сбору экспонатов по этнографии казахского народа.  Считаем, замечание верное и существенное по своей сути. Ведь в Российской империи казахский этнос занимал шестое место по численности. После русских, белорусов, украинцев, поляков и евреев. Например, только в Уральской области образованной в 1868 году, было 4 уезда, где  на 1 января 1915 года проживало 480985 казахов, 211247 иногородних и 164170 казаков (12).
Возвращаясь, к «Оружейной Палате» в Ханской ставке отмечу, что патриотизм Жангир хана по отношению к родной истории и его стремление к прогрессу заслуживает преклонения. Не его вина, что последователи не сохранили музей, но коллекции «Оружейной Палаты» не исчезли бесследно, они ждут настойчивого исследователя. Нужно только действовать, чтобы найти, сохранить и донести до потомков как можно больше правдивой информации об истории Казахстана. Такая возможность всем нам представлена, и реализовать ее сполна наша общая благородная задача. 
Касательно вопроса определения даты создания, я склоняюсь к 1828 году. Поскольку, строительство первого дворца Ханской Ставки, где и располагался собственно «Оружейная Палата» была завершена в декабре 1827 года. «И новый 1828 год хан встретил уже на новоселье» (13).


Примечания

  1. С.З Зиманов. Монография «Россия и Букеевское ханство». Алма-Ата. «Наука». 1982 г.с.152.
  2. Например:Асанова С.А. Основные этапы истории музейного дела Казахстана . –Кемерово: КГУ, 2009
  3. Г.К.Мукатаев. «Великий преобразователь степи» с.40.Издательство М.Ирхиной.СПб.
  4. К.Фукс. Пребывание в Казани Киргизского хана Джеан-Гиря.С.8 из книги 2. «Букеевской Орде 200 лет».Алматы. Издательство «Өлке» с.8.
  5. Б.Кенжетаев. Почетный член Казанского университета Жангир хан.//Столичное обозрение.1995.1995.19 января.
  6. Журнал министерства внутренних дел.1849.Ч.28.С.107-133
  7. Астраханские губернские ведомости.1845..№45.С.308-311;№46.С.318-320; №47.С.323-325.
  8. Мосвитянин.1853.Т.6.№22.Кн.2.С.51-85.
  9. ЦГА РК.Ф.И.-4.Оп.1.Д.2350.Л.92-93.об.
  10. РГАДА.Ф.186.оп.1.Д.89.Л.1-26.об.. Из книги История Букеевского ханства. 1801-1852 гг. /Сб.документов и материалов. /Сост.Б.Т.Жанаев, В.А.Иночкин, С.Х.Сагнаева.- Алматы:Дайк-Пресс,2002. С.424 и с.429.
  11. РГБ. Москва.Химки.Отдел диссертаций. Газетный фонд. Газета Уральской губерний (Ныне Западно-Казахстанская область) «Красный Урал»-1923г.
  12. Отчет о состоянии Уральской области за 1914 год - Военного губернатора Уральской области Генерал-лейтенанта Хабалов. Уральск. Уральская областная типография.1915г.с.1.(С.22)
  13. И.С.Иванов «Джангер, хан Внутренней Киргизской Орды». из книги 2. «Букеевской Орде 200 лет».Алматы. Издательство «Өлке» с.36.


Сведения об авторе:

Тулепов Нуржан Жолдыгалиевич – заведующий историко-этнографического музея имени Жангир хана. Соискатель Оренбургского государственного педагогического университета.


Индекс: 090009  г.Уральск  Западно-Казахстанская область Республика Казахстан
Улица Жангир хана, 43 кв.41
Тел.сл:   8 (7112) 51 61 37 * (290)
Тел.сот: 8 777 588 13 33
mail to: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
.


JavaScript is disabled!
To display this content, you need a JavaScript capable browser.

Западно-Казахстанский государственный университет им. М. Утемисова

Регистрация



Жемчужины фонда

Смотреть все
Как вы узнали о нашем сайте?